Гильманов А.А. Кафедре общественного здоровья и организации здравоохранения с курсом медицинской информатики Казанского государственного медицинского университета — 90 лет.........................5
Кучеренко В.З., Эккерт Н.В. Основные направления совершенствования подготовки врачебных кадров....................11
Решетников В.А., Сквирская Г.П., Тимина Е.И. Проблемы подготовки специалистов по управлению здравоохранением..............................15
Стрелков Н.С., Ежова Н.Н., Попова Н.М. Опыт преподавания дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение» на основе интеграции с медицинскими учреждениями..........................20
Шарафутдинова Н.Х., Павлова М.Ю., Киреева Э.Ф. Обеспечение качества преподавания экономики здравоохранения на кафедре общественного здоровья и организации здравоохранения с курсом ИПО Башкирского государственного медицинского университета...........22
Хузиханов Ф.В. Некоторые педагогические подходы в преподавании предмета «Общественное здоровье и организация здравоохранения» в медицинском вузе................24
Шульмин А.В., Добрецова Е.А., Аршукова И.Л. Опыт преподавания основ доказательной медициныкак базы для изучения дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение»...................27
Гильманов А.А., Шерпутовский В.Г., Хисамутдинов А.Н., Ахметзянова Г.З., Нурмиева А.А., Искан-даров И.Р., Иванов Д.А. Преподавание медицинской информатики в Казанском государственном медицинском университете........................................................................29
Амиров Н.Х., Берхеева З.М. Опыт внедрения инновационных образовательных технологий в систему под-готовки врачей-профпатологов.................................32
Элланский Ю.Г., Фисенко В.Л., Худоногов И.Ю., Осадчук О.А. Задачи кафедр социально-гигиенического профиля в разработке и внедрении современной стратегии развития здравоохранения....................34
Альбицкий В.Ю., Иванова А.А., Устинова Н.В. Особенности преподавания курса «Социальная педиатрия» на до- и последипломном уровнях образования в медицинских вузах России...............................36
Сабанов В.И., Грибина Л.Н., Дьяченко Т.С., Попова Е.Г. Профессиональная образовательная подготовка по дисциплине «Общественное здоровье и здравоохранение» при реализации Федерального государствен-ного образовательного стандарта третьего поколения......................................................................................................38
Горбунов В.И., Возженникова Г.В., Исаева И.Н. Клинический аспект деятельности кафедры общественного здоровья и здравоохранения......40
Сатенова Г.А., Калдыбаев К.К., Ермуханова Л.С., Кушербаева А.С. Причины невостребованности бакалав-ров здравоохранения по специальности «Сестринское дело» в Республике Казахстан...............43
Низамов И.Г., Зыятдинов К.Ш., Садыкова Т.И. О концептуальных подходах к оценке качества последипломного образования руководителей здравоохранения...........................................................................................................44
Дехнич С.Н., Угненко Н.М., Перегонцева Н.В. Региональные проблемы повышения квалификации в рамках специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье» ................47
Герасимова Л.И., Денисова Т.Г. Совершенствование управления процессом подготовки высококвалифициро-ванных кадров здравоохранения в Чувашской Республике.........................50
Егиазарян К.А., Аттаева Л.Ж. Социально-психологические характеристики трудового коллектива в учреждении здравоохранения...52
Молчанова Л.Ф., Дунаев С.М., Дударев М.В. Особенности обучения руководителей здравоохранения на кафедре общественного здоровья, экономики и управления здравоохранением ............55
Москаленко В.Ф., Парий В.Д., Вежновец Т.А. Изучение потребностей в профессиональных знаниях руководителей учреждений здравоохранения Украины на этапе беспрерывного профессионального развития........57
Садовой М.А., Мамонова Е.В., Шалыгина Л.С., Финченко Е.А. Концептуальные подходы к организации инновационного медицинского образовательного центра..........................59
Кафедре общественного здоровья и организации здравоохранения с курсом медицинской информатики Казанского государственного медицинского университета — 90 лет
Анас Анварович Гильманов, докт. мед. наук, профессор, зав. кафедрой общественного здоровья и организации здравоохранения с курсом медицинской информатики ГБОУ ВПО «Казанский государственный медицинский университет» Минздрава России [
]
Реферат. В 1923 г. на медицинском факультете Казанского университета была создана кафедра социальной гигиены. В разные годы ее возглавляли выдающиеся ученые В.В. Милославский, М.М. Гран, Ф.Г. Мухамедьяров, Т.Д. Эпштейн и др. За прошедшее время — 90 лет со дня основания кафедры — здесь сформировалась целая плеяда выдающихся ученых и педагогов. Кафедра и сегодня живет полнокровной жизнью, по результатам работы является лидером среди кафедр медицинского университета и успешно выполняет взятую на себя миссию по обеспечению высокого качества образовательной и научной деятельности, соответствующего уровню лучших отечественных и зарубежных медицинских школ. Это становится возможным благодаря разработке и внедрению инновационных технологий, реализации эффективной модели партнерства кафедры с органами и учреждениями здравоохранения, направленных на совершенствование управления системой здравоохранения, улучшение общественного здоровья.
Ключевые слова: кафедра общественного здоровья и организации здравоохранения с курсом медицинской информатики Казанского государственного медицинского
Основные направления совершенствования подготовки врачебных кадров
Владимир Захарович Кучеренко, профессор, чл.-корр. РАМН, зав. кафедрой общественного здоровья и здравоохранения ГБОУ ВПО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова»
Наталья Владимировна Эккерт, докт. мед. наук, профессор кафедры общественного здоровья и здравоохранения ГБОУ ВПО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова, Москва [
]
Реферат. В статье представлен обзор различных аспектов подготовки медицинских кадров в России. Авторы делают заключение о современных проблемах подготовки студентов в медицинских университетах и их возможных решениях.
Ключевые слова: подготовка медицинских кадров, студенты, медицинский университет.
Проблемы подготовки специалистов по управлению здравоохранением
Владимир Анатольевич Решетников, докт. мед. наук, профессор, проректор по лечебной работе ГБОУ ВПО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» [
]
Галина Петровна Сквирская, докт. мед. наук, профессор, зав. лабораторией систем управления здравоохранением НИИ общественного здоровья и управления здравоохранением ГБОУ ВПО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова, Москва [
]
Елена Ивановна Тимина, канд. мед. наук, доцент кафедры экономики и менеджмента ГБОУ ВПО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова, Москва [
]
Реферат. В статье рассматриваются проблемы подготовки и профессиональных компетенций специалистов в области управления здравоохранением, концептуальные подходы к совершенствованию системы подготовки специалистов с медицинским и немедицинским образованием для выполнения ими функций управления здравоохранением в современных условиях с учетом отечественных и международных требований.
Ключевые слова: управление здравоохранением, подготовка кадров, компетентностная модель подготовки специалистов, дополнительное профессиональное образование, бакалавриат, магистратура.
Опыт преподавания дисциплины «общественное здоровье и здравоохранение» на основе интеграции с медицинскими учреждениями
Николай Сергеевич Стрелков, докт. мед. наук, профессор, ректор ГБОУ ВПО «Ижевская государственная медицинская академия» Минздрава России
Наталия Николаевна Ежова, докт. мед. наук, профессор, зав. кафедрой общественного здоровья и здравоохранения ГБОУ ВПО «Ижевская государственная медицинская академия» Минздрава России [
]
Наталья Митрофановна Попова, докт. мед. наук, профессор кафедры общественного здоровья и здравоохранения ГБОУ ВПО «Ижевская государственная медицинская академия» Минздрава России [
]
Реферат. Коренные социально-экономические преобразования, происходящие в России, не могли не затронуть систему здравоохранения. Последняя подвергается реструктуризации, и на первый план справедливо выходит первичное звено, а именно — амбулаторно-поликлиническая помощь. Трудно переоценить учебную значимость последней как наиболее массовой помощи, призванной обеспечить раннюю диагностику, активное лечение, реабилитацию и профилактическое начало в цепи всех этих мероприятий. Необходимо признать актуальность поиска походов к оптимизации преподавания разделов, связанных с деятельностью врача поликлиники. С этой точки зрения представляет интерес возможность оптимизации процесса преподавания путем интеграции с некоторыми подразделениями служб здравоохранения. Наш опыт в этом направлении составил содержание данной статьи.
Ключевые слова: преподавание, амбулаторно-поликлиническая помощь, общественное здоровье и здравоохранение.
Обеспечение качества преподавания экономики здравоохранения на кафедре общественного здоровья и организации здравоохранения с курсом ИПОБашкирского государственного медицинского университета
Назира Хамзиновна Шарафутдинова, докт. мед. наук, профессор, зав. кафедрой общественного здоровья и организации здравоохранения с курсом ИПО ГБОУ ВПО «Башкирский государственный медицинский университет» Минздрава России, Уфа
Марина Юрьевна Павлова, канд. мед. наук, доцент кафедры общественного здоровья и организации здравоохранения с курсом ИПО ГБОУ ВПО «Башкирский государственный медицинский университет» Минздрава России, Уфа
Эльза Фаритовна Киреева, канд. мед. наук, доцент кафедры общественного здоровья и организации здравоохранения с курсом ИПО ГБОУ ВПО «Башкирский государственный медицинский университет» Минздрава России, Уфа [
]
Реферат. Представлены некоторые методические подходы к преподаванию экономики здравоохранения на кафедре общественного здоровья и организации здравоохранения с курсом ИПО Башкирского государственного медицинского университета. Показано, что вопросы экономики здравоохранения освещаются с учетом современных требований к развитию здравоохранения. В частности, кроме общих вопросов, в программу преподавания включены вопросы формирования бюджета здравоохранения и медицинских организаций, финансирования программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи, экономические показатели деятельности медицинских организаций. Обсуждены некоторые примеры для расчета экономических показателей здоровья и здравоохранения.
Некоторые педагогические подходы в преподавании предмета «Общественное здоровье и организация здравоохранения» в медицинском вузе
Фарид Вильямович Хузиханов, докт. мед. наук, профессор кафедры общественного здоровья и организации здравоохранения с курсом медицинской информатики ГБОУ ВПО «Казанский государственный медицинский университет» Минздрава России [
]
Реферат. Врачи ХХI века независимо от избранной специальности должны иметь знания и умения по оценке показателей общественного здоровья, по анализу функционирования органов и учреждений в условиях обеспечения государственных гарантий бесплатной медицинской помощи, развития медицинского страхования и альтернативных источников финансирования отрасли, совершенствования существующих и внедрения новых организационно-клинических технологий. Учебный процесс на кафедре осуществляется согласно государственному образовательному стандарту по специальности 040120 «Организация здравоохранения и общественное здоровье». В программу практических занятий включены вопросы организации различных служб, медицинского страхования, качества медицинской помощи, планирования и финансирования, экономики, маркетинга и менеджмента в здравоохранении. Важным аспектом улучшения качества преподавания предмета «Общественное здоровье и организация здравоохранения» является использование современных психологических и педагогических методик.
Ключевые слова: учебный процесс, предмет «Общественное здоровье и организация здравоохранения», тактика преподавания.
Опыт преподавания основ доказательной медицины как базы для изучения дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение»
Андрей Владимирович Шульмин, канд. мед. наук, доцент, зав. кафедрой общественного здоровья и здравоохранения ГБОУ ВПО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России, Красноярск [
]
Елена Александровна Добрецова, аспирант кафедры общественного здоровья и здравоохранения ГБОУ ВПО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России, Красноярск [
]
Ирина Леонидовна Аршукова, канд. физ.-мат. наук, доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения ГБОУ ВПО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России, Красноярск [
]
Реферат. Преподавание основ доказательной медицины и медицинской статистики способствует лучшему усвоению материала при изучении дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение», а также позволяет подготовить студентов к критическому восприятию публикуемых материалов по вопросам современной медицины, развить умение соотносить результаты исследования с конкретной клинической ситуацией, что является важным и необходимым для современного врача.
Ключевые слова: доказательная медицина, общественное здоровье и здравоохранение.
Преподавание медицинской информатики в Казанском государственном медицинском университете
Анас Анварович Гильманов, докт. мед. наук, профессор, зав. кафедрой общественного здоровья и организации здравоохранения с курсом медицинской информатики ГБОУ ВПО «Казанский государственный медицинский университет» Минздрава России
Владимир Георгиевич Шерпутовский, канд. мед. наук, ассистент кафедры общественного здоровья и организации здравоохранения ГБОУ ВПО КГМУ Минздрава России, директор Республиканского медицинского информационно-аналитического центра Минздрава Республики Татарстан
Альфир Небиуллович Хисамутдинов, канд. мед. наук, доцент кафедры общественного здоровья и организации здравоохранения ГБОУ ВПО КГМУ Минздрава России, зам. директора Республиканского медицинского информационно-аналитического центра Минздрава Республики Татарстан
Гулиса Загитовна Ахметзянова, канд. мед. наук, доцент кафедры общественного здоровья и организации здравоохранения ГБОУ ВПО КГМУ Минздрава России
Альмира Анасовна Нурмиева, канд. мед. наук, ассистент кафедры общественного здоровья и организации здравоохранения ГБОУ ВПО КГМУ Минздрава России, ведущий консультант отдела разработки и реализации специальных программ и проектов Минздрава Республики Татарстан
Ильдар Раушанович Искандаров, ассистент кафедры общественного здоровья и организации здравоохранения ГБОУ ВПО КГМУ Минздрава России [
]
Дмитрий Александрович Иванов, ассистент кафедры общественного здоровья и организации здравоохранения ГБОУ ВПО КГМУ Минздрава России
Реферат. C утверждением новых федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования значительно расширилось преподавание медицинской информатики. В КГМУ преподавание данной дисциплины осуществляется на кафедре общественного здоровья и организации здравоохранения с использованием медицинских информационных систем, функционирующих в учреждениях здравоохранения Республики Татарстан. Темы для самостоятельного изучения осваиваются с помощью дистанционной учебной среды (системы управления обучением) Moodle.
Опыт внедрения инновационных образовательных технологий в систему подготовки врачей-профпатологов
Наиль Хабибуллович Амиров, докт. мед. наук, профессор, акад. РАМН, зав. кафедрой гигиены, медицины труда ГБОУ ВПО «Казанский государственный медицинский университет» Минздрава России
Зухра Миндияровна Берхеева, канд. мед. наук, доцент кафедры гигиены, медицины труда ГБОУ ВПО КГМУ Минздрава России, Казань [
]
Реферат. Авторами разработана и апробирована Программа непрерывного медицинского образования по профпатологии. Ее использование преполагает дистанционное обучение в режиме видеоконференции. Программа непрерывного последипломного образования профпатологов включает очное и дистанционное обучение с применением инновационных образовательных технологий, участие в сертифицированных мероприятиях. Дистанционное обучение позволяет снизить затраты на проведение обучения (не требуются аренда помещений, поездки преподавателей и курсантов), появляется возможность обучения большого количества человек. Последующими этапами реализации Программы будут разработка системы кредитов в области профпатологии, применение кредитной системы для подтверждения квалификационного уровня врачей-профпатологов. Непрерывное медицинское образование является в настоящее время одним из наиболее эффективных инструментов высококачественного обучения врача-профпатолога.
Задачи кафедр социально-гигиенического профиля в разработке и внедрении современной стратегии развития здравоохранения
Юрий Геннадьевич Элланский, докт. мед. наук, профессор, зав. кафедрой общественного здоровья и здравоохранения № 1 с курсом истории медицины ГБОУ ВПО «Ростовский государственный медицинский университет» Минздрава России, Ростов-на-Дону
Владимир Леонидович Фисенко, докт. мед. наук, профессор кафедры общественного здоровья и здравоохранения №1 с курсом истории медицины ГБОУ ВПО «Ростовский государственный медицинский университет» Минздрава России, Ростов-на-Дону
Игорь Юрьевич Худоногов, канд. мед. наук, ст. преподаватель кафедры общественного здоровья и здравоохранения №1 с курсом истории медицины ГБОУ ВПО «Ростовский государственный медицинский университет» Минздрава России, Ростов-на-Дону [
]
Оксана Анатольевна Осадчук, лаборант кафедры общественного здоровья и здравоохранения № 1 с курсом истории медициныГБОУ ВПО «Ростовский государственный медицинский университет» Минздрава России, Ростов-на-Дону
Реферат. Большая часть проблем реформирования сегодняшнего здравоохранения России связана с отсутствием логистических подходов к формированию адекватных управленческих решений в условиях существования многочисленных дизинтегрированных составных элементов системы охраны здоровья граждан. Разобраться в указанной ситуации и обеспечить требуемый уровень интеграции могут только соответствующие специалисты — медицинские логистики, которых пока нет как в практическом здравоохранении, так и в органах управления здравоохранением. Их полноценная подготовка возможна исключительно в медицинских вузах. Однако в номенклатуре медицинских специальностей пока отсутствует дисциплина «медицинская логистика». Очевидно, что преподавание нового предмета на начальных этапах целесообразно осуществлять в виде спецкурса на кафедрах общественного здоровья и здравоохранения.
Ключевые слова: медицинская услуга, интеграция, медицинская логистика, маркетинг, система охраны здоровья граждан.
Особенности преподавания курса «социальная педиатрия» на до- и последипломном уровнях образования в медицинских вузах России
Валерий Юрьевич Альбицкий, докт. мед. наук, руководитель отдела социальной педиатрии ФГБУ «Научный центр здоровья детей» Российской академии медицинских наук, профессор кафедры поликлинической и социальной педиатрии факультета усовершенствования врачей ГБОУ ВПО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова» Минздрава России, Москва [
]
Анна Аркадьевна Иванова, канд. мед. наук, ст. науч. сотрудник отдела социальной педиатрии ФГБУ «Научный центр здоровья детей» Российской академии медицинских наук, доцент кафедры поликлинической и социальной педиатрии факультета усовершенствования врачей ГБОУ ВПО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова» Минздрава России, Москва [
]
Наталья Вячеславовна Устинова, канд. мед. наук, ст. науч. сотрудник отдела социальной педиатрии ФГБУ «Научный центр здоровья детей» Российской академии медицинских наук, Москва [
]
Реферат. В статье показана актуальность социального подхода в педиатрии, а также обозначены цели, задачи и круг вопросов для изучения в рамках курса «Социальная педиатрия» на этапах до- и последипломного образования в медицинских вузах России.
Ключевые слова: социальная педиатрия; преподавание; дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации; семьи высокого социального риска.
Профессиональная образовательная подготовка по дисциплине «Общественное здоровье и здравоохранение» при реализации Федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения
Валерий Иванович Сабанов, профессор, зав. кафедрой общественного здоровья и здравоохранения с курсом общественного здоровья и здравоохранения ФУВ ГБОУ ВПО «Волгоградский государственный медицинский университет» Минздрава России [
]
Лариса Николаевна Грибина, канд. мед. наук, доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения с курсом общественного здоровья и здравоохранения ФУВ ГБОУ ВПО «Волгоградский государственный медицинский университет» Минздрава России
Тамара Сергеевна Дьяченко, канд. мед. наук, ст. преподаватель кафедры общественного здоровья и здравоохранения с курсом общественного здоровья и здравоохранения ФУВ ГБОУ ВПО «Волгоградский государственный медицинский университет» Минздрава России
Екатерина Георгиевна Попова, канд. мед. наук, ассистент кафедры общественного здоровья и здравоохранения с курсом общественного здоровья и здравоохранения ФУВ ГБОУ ВПО «Волгоградский государственный медицинский университет» Минздрава России
Реферат. Обсуждаются вопросы разработки примерных рабочих учебных программ по дисциплине «Общественное здоровье и здравоохранение» в рамках ФГОС-3. Проводится сравнение рабочих учебных программ предмета на основе ГОС-2 и ФГОС-3, ставятся проблемные вопросы для дискуссии.
Клинический аспект деятельности кафедры общественного здоровья и здравоохранения
Василий Иванович Горбунов, докт. мед. наук, профессор, зав. кафедрой общественного здоровья и здравоохранения ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный университет» Минздрава России [
]
Галина Витальевна Возженникова, канд. мед. наук, доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный университет» Минздрава России [
]
Ирина Николаевна Исаева, канд. мед. наук, доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный университет» Минздрава России [
]
Реферат. Изложены аспекты клинической работы кафедры общественного здоровья и здравоохранения. С целью приближения кафедры общественного здоровья и здравоохранения к клинической деятельности проведен анализ тематического плана изучения дисциплины, определена территориальная привязка к ЛПУ, разработана штатная политика взаимодействия и методическая направленность совместной работы. Приведены итоги анкетирования студентов выпускников по вопросам удовлетворенности освоением дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение». 91% опрошенных студентов удовлетворены методикой преподавания, 81,7% — хотели бы увеличить объем знаний по экономическим проблемам и медицинскому страхованию в деятельности врача.
Причины невостребованности бакалавров здравоохранения по специальности «Сестринское дело» в Республике Казахстан
Гульшат Аубекеровна Сатенова, ст. преподаватель кафедры социальной медицины и организации здравоохранения РГКП «Западно-Казахстанский государственный медицинский университет им. Марата Оспанова» МЗ РК, г. Актобе [
]
Кеулимжай Кадырович Калдыбаев, канд. мед. наук, доцент, руководитель кафедры социальной медицины и организации здравоохранения РГКП «Западно-Казахстанский государственный медицинский университет им. Марата Оспанова» МЗ РК, г. Актобе
Людмила Сергеевна Ермуханова, канд. мед. наук, доцент кафедры социальной медицины и организации здравоохранения РГКП «Западно-Казахстанский государственный медицинский университет им. Марата Оспанова» МЗ РК, г. Актобе [
]
А.С. Кушербаева
Реферат. Целью исследования явилось выявление причин невостребованности бакалавров здравоохранения по специальности «Сестринское дело» в Республике Казахстан. Общеизвестные проблемы трудоустройства медиков — небольшая заработная плата, отсутствие жилья, недостаточная профессиональная ориентация абитуриентов плюс недоверие руководителей лечебно-профилактических организаций снижают мотивацию к сестринскому делу, в то время как для современной мировой системы здравоохранения характерно усиление роли и соответственно — рост численности сестринского персонала.
Оконцептуальных подходах к оценке качества последипломного образования руководителей здравоохранения
Ильдус Галирзинович Низамов, докт. мед. наук, профессор кафедры общественного здоровья, экономики и управления здравоохранением ГБОУ ДПО «Казанская государственная медицинская академия» Минздрава России [тел. (843)236-11-91]
Камиль Шагарович Зыятдинов, докт. мед. наук, профессор, ректор ГБОУ ДПО «Казанская государственная медицинская академия» Минздрава России
Тамара Ильдусовна Садыкова, докт. мед. наук, профессор, зав. кафедрой общественного здоровья, экономики и управления здравоохранением ГБОУ ДПО «Казанская государственная медицинская академия» Минздрава России [
]
Реферат. В последние годы в России наблюдается рост негативных оценок качества медицинской помощи со стороны населения, а следовательно, и обучения в высших медицинских учебных заведениях, в том числе в системе дополнительного профессионального образования врачей. Сказанное происходит на фоне позитивных тенденций в динамике здоровья населения и деятельности медицинских учреждений, что говорит о наличии существенных проблем в области адекватной оценки качества в системе здравоохранения и дополнительного профессионального образования врачей, в том числе руководителей здравоохранения, вследствие преобладания субъективных подходов к оценке качества указанных видов услуг. Это определяет необходимость количественной оценки качества с использованием его информативных индикаторов. Большую роль в повышении качества медицинских услуг играет эффективное управление деятельностью органов и учреждений здравоохранения, руководители многих из них остро нуждаются в дополнительной подготовке на базе соответствующих высших образовательных учреждений. Качество данной системы образования тесно связано с совершенствованием подходов к его количественной оценке. Для объективизации оценки качества непрерывного образования руководителей здравоохранения необходимо измерять его на четырех уровнях — на уровне слушателей, кафедры, учебного заведения и территориальных органов и учреждений здравоохранения, которые направляют на соответствующее обучение свои управленческие кадры. Интегрированный анализ индикаторов представленных уровней оценок значительно повысит результативность оценки качества последипломного непрерывного профессионального образования руководителей здравоохранения.
Ключевые слова: качество непрерывного образования руководителей здравоохранения, концептуальные подходы к оценке.
Региональные проблемы повышения квалификации в рамках специальности «организация здравоохранения и общественное здоровье»
Светлана Николаевна Дехнич, канд. мед. наук, зав. кафедрой общественного здоровья и здравоохранения ГБОУ ВПО «Смоленская государственная медицинская академия» Минздрава России
Николай Максимович Угненко, докт. мед. наук, профессор кафедры общественного здоровья и здравоохранения ГБОУ ВПО «Смоленская государственная медицинская академия» Минздрава России
Наталья Владимировна Перегонцева, ст. преподаватель кафедры общественного здоровья и здравоохранения ГБОУ ВПО «Смоленская государственная медицинская академия» Минздрава России [
]
Реферат. Целью исследования явилось определение основных проблем дополнительного профессионального образования в рамках специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье», обусловленных изменениями и особенностями нормативно-правовой базы. С учетом 8 основных нормативных документов по вопросам повышения квалификации, числа слушателей за период с 1998 по 2012 г. на базе Смоленской государственной медицинской академии изучена потребность в различных видах повышения квалификации. Выявлено повышение потребности в профессиональной переподготовке (21,9%) почти в 2 раза по сравнению с потребностью в общем усовершенствовании (12,3%). Ежегодно количество слушателей на циклах общего усовершенствования формируется равномерно. На цик-лах профессиональной переподготовки и тематического усовершенствования самая высокая потребность отмечена в 2009 и 2012 г., что обусловлено изменениями в нормативно-правовой базе здравоохранения. Значительное увеличение нуждающихся в профессиональной переподготовке по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье» и циклах тематического усовершенствования обусловлено необходимостью лицензирования данных видов деятельности начиная с 2009 г. Определение контингента лиц, имеющих право прохождения профессиональной переподготовки, требует дополнительного толкования. В целом система дополнительного профессионального образования специалистов в области организации здравоохранения требует дальнейшего совершенствования в соответствии с современными особенностями состояния и развития здравоохранения.
Ключевые слова: организация здравоохранения и общественное здоровье, дополнительное профессиональное образование.
Совершенствование управления процессом подготовки высококвалифицированных кадров здравоохранения в Чувашской Республике
Людмила Ивановна Герасимова, докт. мед. наук, профессор, ректор, зав. кафедрой общественного здоровья и здравоохранения АУ Чувашии «Институт усовершенствования врачей» Минздравсоцразвития Чувашии, Чебоксары
Тамара Геннадьевна Денисова, докт. мед. наук, проректор по научно-исследовательской работе АУ Чувашии «Институт усовершенствования врачей» Минздравсоцразвития Чувашии, Чебоксары [
]
Реферат. Описано становление и опыт работы Института усовершенствования врачей в Чувашской Республике. С момента открытия Института в 1999 г. проделана колоссальная работа, в результате которой все врачи и средний медицинский персонал республики имеют сертификаты специалистов. В целях подготовки высококвалифицированных кадров здравоохранения совершенствуется процесс управления в сфере дополнительного медицинского образования: лицензируются новые направления, осуществляется контроль качества процесса обучения, внедряются новые информационные технологии, налажено сотрудничество с ведущими учреждениями России, занимающимися дополнительным профессиональным образованием, выпускается научно-практический журнал, получен Сертификат соответствия требованиям ГОСТ Р ИСО 9001—2008, ведутся научно-исследовательские проекты, защищаются кандидатские и докторские диссертации.
Ключевые слова: дополнительное последипломное образование, лицензирование, совершенствование процесса управления, качество обучения.
Социально-психологические характеристики трудового коллектива в учреждении здравоохранения
Карен Альбертович Егиазарян, канд. мед. наук, доцент кафедры травматологии, ортопедии и военно-полевой хирургии ГБОУ ВПО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова» Минздрава России, Москва [
]
Лейла Жамаловна Аттаева, канд. мед. наук, магистрант Международного института управления МГИМО(У) МИД России, Москва [тел. 8(926)354-44-97;
]
Реферат. Повышение уровня здоровья населения напрямую связано с доступностью и качеством медицинской помощи, оно определяется качеством выполнения профессиональных функций, сведением до минимума риска при проведении медицинских вмешательств, удовлетворенностью пациентов медицинской помощью. Удовлетворенность же пациентов медицинской помощью зависит от социально-психологических факторов, сопровождающих трудовой процесс. В связи с этим новая модель управления выдвигает на одно из ведущих мест кадровое обеспечение не только высококвалифицированными, но и высоконравственными работниками. Недооценка социально-психологических характеристик коллектива приводит к снижению эффективности и качества трудового процесса и соответственно к уменьшению социального эффекта от деятельности всей системы здравоохранения. Поэтому современному руководителю учреждения здравоохранения необходимо уделять особое внимание вопросам формирования и изменения социально-психологических характеристик трудового коллектива.
Ключевые слова: качество медицинской помощи, социально-психологические методы управления, организационная культура.
Особенности обучения руководителей здравоохранения на кафедре общественного здоровья, экономики и управления здравоохранением
Людмила Федоровна Молчанова, докт. мед. наук, профессор, зав. кафедрой общественного здоровья, экономики и управления здравоохранением ФПК и ПП ГБОУ ВПО «Ижевская государственная медицинская академия» Минздрава России [
]
Сергей Михайлович Дунаев, докт. мед. наук, доцент кафедры общественного здоровья, экономики и управления здравоохранением ФПК и ПП ГБОУ ВПО «Ижевская государственная медицинская академия» Минздрава России [
]
Михаил Валерьевич Дударев, докт. мед. наук, доцент, декан факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки ГБОУ ВПО «Ижевская государственная медицинская академия» Минздрава России [
]
Реферат. Приоритетным направлением Концепции развития здравоохранения и медицинской науки Российской Федерации до 2020 г. является повышение уровня квалификации медицинских работников, которое может и должно осуществляться на профильных кафедрах факультетов повышения квалификации высших учебных заведений. Применение инновационных технологий обучения и авторских методик преподавания обеспечивает формирование личности руководителя новой формации.
Ключевые слова: руководитель, повышение квалификации, педагогические технологии.
Изучение потребностей в профессиональных знаниях руководителей учреждений здравоохранения Украины на этапе беспрерывного профессионального развития
Виталий Федорович Москаленко, докт. мед. наук, профессор, акад. Национальной академии медицинских наук Украины, ректор Национального медицинского университета имени А.А. Богомольца, Киев, Украина [
]
Валентин Дмитриевич Парий, докт. мед. наук, профессор, и.о. зав. кафедрой менеджмента здравоохранения Национального медицинского университета имени А.А. Богомольца, Киев, Украина [
]
Татьяна Андреевна Вежновец, канд. мед. наук, доцент кафедры менеджмента здравоохранения Национального медицинского университета имени А.А. Богомольца, Киев, Украина [
]
Реферат. Цель работы состояла в изучении потребностей руководителей учреждений здравоохранения Украины в профессиональных знаниях в зависимости от стажа руководящей работы. На основе социологического опроса 162 руководителей с разным стажем руководящей работы установлено, что имеющие стаж от 1 до 10 лет в первую очередь выражают желание усовершенствовать свои знания в сфере медицинского и трудового права, нормативно-правового обеспечения реформ, основ менеджмента, а руководители со стажем от 11 лет и более — в сфере нормативно-правового обеспечения реформ, управления качеством медицинской помощи, основ менеджмента. У руководителей учреждений здравоохранения в зависимости от стажа руководящей работы формируется определенная потребность в профессиональных знаниях. Руководители со стажем до 10 лет испытывают потребность в правовых и управленческих знаниях, а со стажем больше 11 лет — в знаниях из области организации оказания медицинской помощи и управления. Наиболее востребованным для руководителей учреждений здравоохранения всех групп является знание менеджмента здравоохранения.
Ключевые слова: последипломное образование, беспрерывное профессиональное развитие, руководители учреждений здравоохранения, стаж руководящей работы.
Концептуальные подходы к организации инновационного медицинского образовательного центра
Михаил Анатольевич Садовой, докт. мед. наук, профессор, директор ФГБУ «Новосибирский научно-исследовательский институт травматологии и ортопедии им. Я.Л. Цивьяна» Минздрава России [
]
Екатерина Владимировна Мамонова, канд. экон. наук, ген. директор ЗАО «Инновационный медико-технологический центр», Новосибирск [office_imtz@inbox].
Лада Станиславовна Шалыгина, канд. мед. наук, зам. директора по организационно-методической работе ФГБУ «Новосибирский научно-исследовательский институт травматологии и ортопедии им. Я.Л. Цивьяна» Минздрава России, Новосибирск [
]
Евгений Александрович Финченко, докт. мед. наук, гл. науч. сотрудник ФГБУ «Новосибирский научно-исследовательский институт травматологии и ортопедии им. Я.Л. Цивьяна» Минздрава России, Новосибирск [
]
Реферат. На базе Новосибирского инновационного медико-технологического центра (ИМТЦ) был создан инновационный медицинский образовательный центр. Главными направлениями в работе Центра являются образовательная, научно-методическая и организационная деятельность на этапах непрерывного профессионального образования, конт-роль качества образовательного процесса, работа с медицинскими организациями субъектов Российской Федерации (экстерриториальная деятельность). Основой образовательного процесса является методология активного обучения, базирующаяся на сценарных ситуационных задачах, построенных на принципах проблемного и программного обучения. В работе Центра используются дистантные методы.
Ключевые слова: инновационный медицинский образовательный центр, инновационный медико-технологический центр, четыре уровня образовательного процесса.